Этикет в Айкидо
Общественная жизнь полна принятых в обществе норм и обычаев, которые позволяют вступать в общение и сводят к минимуму возможность неправильного понимания. Это тем более важно в военном обществе, где насилие сдерживается лишь строгим кодексом чести и жесткой социальной структурой. Этикет является регулирующим фактором, и в феодальных обществах он часто служил узкой линией, которая проходила между жизнью и смертью.
Когда вы входите в додзё, вы входите в мир воина. Он может быть местом, где царит уважение и дух товарищества, а может быть местом, где царит паранойя и недоверие. На татами Айкидо атакуют нас, и атакуем мы, повышая свою способность реагировать инстинктивно. Именно скрытый этикет и моральные нормы позволяют соблюдать при этом безопасность и дисциплину, перенаправлять свои агрессивные реакции и развивать сострадание и уважение.
Айкидо — это не спорт, а дисциплина, воспитательный процесс для тренировки ума, тела и духа. Настоящей целью является не физическая техника, а приобретение инструмента для собственного совершенствования и духовного роста.
Поведение в додзё
1. Входя и покидая место занятий в додзё, поклонись стоя.
2. Татами- это пространство предназначенное для учеников, которые хотят тренироваться. Не слоняйтесь вокруг татами до или после занятий. Для общения в додзё есть другие места.
3. Никакая еда, питье, курение или жевание резинки на татами или рядом с ним недопустимы.
4. Никогда не пейте алкогольных напитков, когда на вас надето ги.
5. Ги (кимоно) должна быть чистой и целой.
Относись с уважением к орудиям тренировки. Оружие должно быть в хорошем состоянии и находиться на своем месте, если не используется.
Никогда не пользуйтесь ги или оружием, принадлежащими кому-то другому.
6. Во время занятий на вас не должно быть никаких украшений.
7. Необходимо каждый день подметать мат перед занятиями и после. Каждый обязан поддерживать в додзё чистоту.
8. За несколько минут до начала занятий вы должны, хорошо разогревшись, сидеть в положении сейдза на своем месте, находясь в состоянии спокойной медитации. Эти несколько минут предназначены для того, чтобы освободить свой ум от проблем дня и подготовиться к занятиям.
9. Входя на татами или покидая его, всегда совершай поклон стоя в направлении камидза или портрета Основателя.
10. Занятия начинаются и заканчиваются с соблюдением установленной церемонии. Важно приходить вовремя и принимать участие в этой церемонии, если вы все же опоздали, вы должны подождать сидя рядом с матом, пока сэнсэй не подаст сигнал, разрешающий вам присоединиться к группе. Приблизившись к мату, вы должны поклониться в положении сидя. Самое главное, чтобы при этом вы не помешали занятиям.
11. Сидеть на мате вы должны в сэйдза. Если у вас травмировано колено, вы можете принять позу со скрещенными ногами. Нельзя сидеть с вытянутыми ногами или опираться о стенку или столб.
12. Нельзя покидать мат во время практики, за исключением случаев, когда вам нанесена травма или вы заболели.
13. Во время занятий, когда сэнсэй демонстрирует технику, которую вы будете изучать, вы должны спокойно и внимательно следить за ним, сидя в положении сэйдза. После того как демонстрация закончена, вы кланяетесь сэнсэю, потом своему партнеру и приступаете к выполнению техники.
14. На татами вы должны заниматься практикой или, если это необходимо, сидеть в положенной позе, ожидая своей очереди. Никогда не стойте без дела.
15. Если по какой-то причине абсолютно необходимо задать вопрос сэнсэю, подойдите к нему, поклонитесь, выражая свое уважение, и ждите от него подтверждения (для этого подходит поза поклона). Никогда не подзывайте сенсея к себе.
16. Получая во время занятий личные указания, сидите в сэйдза и внимательно следите за сэнсэем. Поклонитесь ему, когда он закончит. Когда он дает указания кому-то другому, вы должны прекратить практику, чтобы следить за ним. Сидите в положенной позе и поклонитесь ему, когда он закончит.
17. Уважайте того, кто обладает большим опытом. Никогда не спорьте относительно техники.
18. Вы здесь находитесь для практики. Не навязывайте свои представления другим.
19. Если вам известно движение, которое сейчас изучается, и вы работаете с кем то, кто его не знает, проведите через него этого человека. Но не пытайтесь исправлять или давать указания партнеру, если вы не достигли уровня старшего юданся.
20. Сведите разговоры на мате к минимуму. Айкидо — это опыт.
21. Когда дан сигнал об окончании техники «ямэ», вы должны немедленно остановиться. Поклонившись своему партнеру, быстро сесть в ряд с остальными учениками.
Если вы не уверены в том, что делать в конкретной ситуации, спросите старшего ученика или просто следуйте примеру своего старшего.
Правила додзё
1. В додзё должны строго соблюдаться традиционные правила поведения. Его дух установлен самим Основателем, и оно является местом, наследующим его учение. Каждый ученик обязан честно и искренне следовать этому учению.
2. Только сэнсэй решает, будет он вас обучать или нет. Вы не можете купить технику. Ежемесячные членские взносы обеспечивают вам место для практики и предоставляют вам скромную возможность выразить свою благодарность за получаемую науку. Каждый ученик обязан вовремя вносить взносы.
3. Относитесь с уважением к Основателю и его учению, которое наследует и передает сэнсэй. Относитесь с уважением к додзё, к тренировочному оборудованию и друг к другу.
4. Очищение является активной благодарственной молитвой. Каждый ученик обязан поддерживать чистоту в додзё и очищать свой разум и свое сердце.
5. Каждый ученик обязан принимать участие в создании благоприятной атмосферы гармонии и уважения.
6. Додзё не должно использоваться ни для каких других целей, кроме регулярных запланированных занятий Айкидо, если нет на это непосредственного разрешения сэнсэя.
Правила тренировки
1. Необходимо уважать учение Основателя, а также способ, с помощью которого сэнсэй передает это учение.
2. Моральной обязанностью каждого ученика является никогда не использовать техники Айкидо во вред другому или для проявления своего эго. Это техника не разрушения, а созидания. Это инструмент для создания лучшего общества благодаря совершенствованию индивида.
3. На мате не должно быть столкновений эго. Айкидо — это не уличная драка. Вы находитесь на мате, чтобы преодолеть и очистить свои агрессивные реакции, чтобы воплотить в жизнь дух самурая, открыв свою социальную ответственность.
4. На мате не должно быть соперничества. Целью Айкидо является не борьба с противником и нанесение ему поражения, а борьба со своими собственными агрессивными инстинктами и победа над ними. Сила Айкидо — не в мышечной силе, а в гибкости, связи, согласовании, контроле и скромности.
5. Высокомерие недопустимо. Все мы должны сознавать пределы своих возможностей.
6. Физические способности у всех людей разные, так же как и причины, заставившие их заниматься Айкидо. К этому следует относиться с уважением. Настоящее айки — это правильное и гибкое применение техники в любых меняющихся обстоятельствах. Вы несете ответственность за то, чтобы не наносить никаких повреждений. Вы обязаны защищать своего партнера по тренировке и себя.
7. Слушайте инструкции, которые дает сэнсэй, и выполняйте все его указания искренне и в полную силу. Спорам здесь не место.
8. Все ученики изучают одни и те же принципы. Здесь не должно быть конфликтов между группами или предпочтения той или иной стороны. Все члены додзё — одна семья, и секрет айкидо в гармонии.
Если вы не в состоянии соблюдать эти правила, вы не можете изучать айкидо в этом додзё.
Вы можете прийти в любое время посмотреть, как проходят занятия, но при этом вы должны соблюдать следующие правила:
1. Сидеть нужно в почтительной позе, не полулежа и не взгромождая ноги на мебель.
2. Нельзя слоняться вокруг или разговаривать, когда инструктор демонстрирует движение или дает пояснения.
3. Запрещается есть, пить или курить.
4. Запрещается говорить с человеком, если он находится на татами.
5. При начале и окончании занятий вы должны сидеть на мате в положении сэйдза и участвовать в общей церемонии. Оставайтесь сидеть, пока сэнсэй не подаст сигнал приступить к занятиям в начале занятий или покинуть мат в конце.
Рей (этикет)
В Японии говорят, что альфа и омега будо заключены в рэй. Агрессивность и боевой инстинкт будут лишь усиливаться, если их не ограничивать в процессе боевой практики. Чтобы управлять группой, движимой этими агрессивными инстинктами и уберечь её от распада необходимы определённые правила.
Этикет и дисциплина, вероятно родились в связи с такой необходимостью, и именно они-то и позволяют нормально функционировать этим правилам. Поединок, лишённый правил и этики, относится к животному миру, а не к миру будо. Бугей (техники войны) и будзюцу — это не более чем средства ведения войны.
Рэй выражает поклон, но он объединяет в себе понятия воспитанности, вежливости, уважения почтения, признательности. Иероглиф рэй имеет старое чтение ия, которое является возгласом восхищения и благоговения перед силами, давшими жизнь всему мирозданию. Это чувство благодарности и уважения к природе и всему сущему содержит в своей основе принцип этикета (рэй).
Рейги (этикет) это выражение взаимного уважения внутри общества. Иероглиф рей состоит из двух элементов: Симэсу и Ютака. Симэсу — божественный дух, вселяющийся в алтарь. Ютака — гора и священный сосуд, содержащий пищу (два рисовых колоска), сосуд, наполненный пищей, изобилие. Соединяясь вместе, эти два элемента выражают идею алтаря, на котором в качестве приношения находится большое количество пищи и перед которым ожидается приход божества (по религии «Синто»).
Ги — человек и порядок. Изображает порядок или то, что является образом для подражания.
Таким образом, Рэйги — это то, что изначально управляет священным торжеством. Вполне вероятно, что этот смысл появился как результат общения между людьми, когда устанавливался церемониал, определявший иерархические отношения.
О`Сенсей не переставал повторять: «Айкодо существует для того, чтобы знать своё истинное место, это значит, что каждый будет знать самого себя». Знать самого себя — это значит знать ту миссию, которую вам предопределило небо. Выполнять то, что предназначено вам небом, — это и означает подчиниться порядку, установленному в космосе; и в таком случае нет места ни колебаниям, ни противостоянию, и это устанавливает истинный мир в вашей душе, то этим достигается что называется рей-дзако. Уважая все эти правила, действуют одновременно: мастер, ученик, сэмпай, кохай, докай, высшие уровни, начинающие, старшие и младшие.
Этикет заключается в том, чтобы в каждом конкретном случае устанавливалось равновесие. Для того, чтобы сохранить этот порядок должна соблюдаться почтительность к учителю, правильное поведение по отношению к сэмпаю (старший ученик), правильный этикет по отношения к кохаю (ученик) и докаю (младший ученик).
Когда человеческие поступки регулируются посредством этикета, возникает пространство, которое позволяет относительно легко справиться с эмоциями. Этикет, направляя энергию позволяет использовать её в позитивном ключе, и тем самым служит цели установления контроля над проявлениями человеческого «Я», стремящемуся отдаться животным инстинктам. Те, кто выжили после того, как побывали на грани между жизнью и смертью, получили в своё распоряжение не только хорошую технику, но и приобрели ясное представление о ситуациях, которые становятся возможными благодаря спокойствию, ясности сознания и хладнокровию. Это то, что позволяет действовать с необходимой решительностью. Такое поведение является прямой противоположностью бравадам хвастунов и их эмоциональному перевозбуждению.
Мир рей не стремится лишь к достижению личного удовлетворения, удовлетворение, которое испытывают другие, также является его частью. Если дух признательности по отношению к кохаю будет выражен одной простой фразой: «Благодарю вас за то, что вы предоставили мне возможность так хорошо поработать сегодня», то кохай будет счастлив точно так же, как доволен будет сэмпай, если его поблагодарят за занятие, которое он провёл. Этикет, как и всё остальное, должен быть выработан в самом себе, а это значит, что его духом должны быть проникнуты все его движения.
Уважение по отношению к сэмпаю не должно чем-либо провоцироваться. Кохай должен совершено естественно испытывать желание уважать сэмпая. Сэмпай со своей стороны принимает на себя заботу о кохае, поскольку кохай занимает своё определённое место, благодаря которому сэмпай занимает своё. Дух благодарности, уважения, признательности, когда он призывает весь этикет, воспринимается другими как нечто само собой разумеющееся.
Этикет регулирует также и взаимные отношения между людьми. Необходимо, чтобы этикет был выражением человечности и шёл от сердца. Недостаточно выполнять формальный поклон. Если сердце не приучено к уважению, то форма — не более, чем пустая раковина. Следует с уважением относиться к личности другого человека. Действия выполняемые в соответствии с правилами этикета, порождают чисто сердце и благородное поведение
Может создастся впечатление, что нужно запомнить слишком много правил, в процессе тренировок это происходит само собой. Соблюдение правил этикета важно для вашей безопасности и для приобретения опыта.
Айкидо — это не религия, это воспитание и совершенствование духа. От вас только потребуют духовной открытости. Когда мы кланяемся, это не значит, что ты соблюдаем какие-то религиозные правила, это знак уважения к тому духу Универсального Созидающего Разума, который находится внутри нас.
Церемония начала и окончания каждого занятия Айкидо — это предусмотренный этикетом поклон сёмэну, за которым следует два хлопка руками, потом еще один поклон сёмэну и, наконец, обмен поклонами между инструктором и учениками.
Поклоны, предназначенные сёмэну, символизируют уважение к духу и принципам айкидо, а также к Основателю, который разработал эту систему практики и обучения.
Два хлопка символизируют единство мусуби. Первый посылает вибрации в духовный мир. Второй воспринимает отзвук этих вибраций и соединяет ваш дух с духом Основателя и с Универсальным Сознанием. Вибрации, которые вы посылаете, и эхо которое вы принимаете, диктуются вашими собственными духовными убеждениями и отношением.
В Айкидо не может быть правильного или неправильного пути. Если движение подчиняется физическим законам Вселенной, оно правильно. Если вы подчиняетесь физическим законам Вселенной, ваше отношение должно быть правильным. Следуя этим законам, вы следуете Пути (Воле) Бога. Следовательно, Айкидо не является обучением технике. Это обучение мудрости.
В Айкидо нет индивидуальных ката, потому что айки — это гармония взаимоотношений. На мате айкидо вы найдете людей разного социального происхождения и положения, принадлежащих к разным культурам и говорящих на разных языках, придерживающихся различных политических взглядов и религиозных убеждений. Они собираются вместе не для соревнований, не для того, чтобы навязать кому-то свои убеждения, а чтобы научиться слушать друг друга, общаться благодаря Айкидо, которое срывает с нас все внешнее. На мате мы не можем спрятать свое истинное я. Мы показываем свои слабости точно так же, как показываем свою силу. Мы вместе потеем, вместе встречаемся со стрессами, помогаем друг другу, мы учимся тому, что такое истина. Каждый изучает одни и те же универсальные принципы, и, когда спадает маска неуверенности и эго, становится четко видна сущность, одинаковая в каждом человеке. Каждый из нас — отдельная индивидуальность, но все мы являемся частью друг друга. Если бы вы были один во Вселенной, где не было бы никого, с кем можно поговорить, посмеяться, разделить красоту звезд у вас над головой, никого, к кому можно было бы прикоснуться, какой бы смысл имела ваша жизнь? Только другая жизнь, любовь, придает смысл вашей жизни. Это и есть гармония. Мы должны открывать радость друг в друге, радость испытаний, радость роста.
Занимаясь айкидо, вы не становитесь победителем. Пытаясь победить, вы проигрываете. Если вы смотрите на занятия как на соревнование, проигрываете вы, проигрывает ваш партнер, проигрывают все. Если вы воспринимаете жизнь как соревнование, вы не можете прийти к победе, потому что в конечном счете вас ждет смерть. Но если вы воспринимаете жизнь как процесс универсального созидания, вы никогда не умрете, потому что вы — часть этого процесса. Если вы рассматриваете развитие своего тела и своего разума как прелюдию духовного роста, ваша сила сохранится навсегда.
Ум, способный бросить вызов, — это не ум соревнования или соперничества. Самый большой вызов — это тот вызов, который вы бросаете себе. Вы не должны тратить свою жизнь на поиски безопасности. Если вы покрываете себя, слой за слоем, тяжелым панцирем, вы не сможете двинуться с места, не сможете бороться и защищать себя или других. Вы никогда не ощутите ни теплого прикосновения солнечных лучей, ни резких ударов сильного дождя. Вы утратите радость жизни. Вы утратите свободу и независимость.
Если вы проведете свою жизнь в безопасной пещере у подножья горы, вы будете видеть только темноту. Ваш опыт будет очень ограниченным, и вы никогда не почувствуете сладкой боли роста. Вы должны отказаться от этой защиты и безопасности и испытать себя, покинув пещеру и поднявшись на гору, которая высится над ней. Вы должны взбираться все выше и выше, и с каждой покоренной высотой будет расширяться ваше видение, ваши способности и опыт. И когда вы будете стоять с открытой грудью, ничем не защищенной от ветра, когда солнце и снег коснутся вашего сердца, вы будете воспринимать все, что вас окружает, как великую панораму Вселенной. Вы достигнете галактик и сможете к ним прикоснуться, и, быть может, вы сможете коснуться лица Бога.
Бусидо — это вызов и жертва. Это мощь и сила независимого духа. Зависимый дух слаб, он не может пожертвовать своим эго и своей алчностью. Чтобы быть по-настоящему независимым и ощутить зов свободы, дух должен быть пустым. В конечном счете, вы и только вы отвечаете за свой собственный рост. Вы сами создаете свою действительность.
Вы чувствуете боль, вы боитесь, но вы интенсивно живете. Карабкаясь на вершину горы по замерзшим скалам, испытывая холод, голод, изнуряющую усталость, вы остаетесь один на один с ревом ветра. Стоит вам свернуть с пути — и вы мертвец. Пусть один сантиметр в день, но не оставляйте попыток. То же относится и к жизни. Вас может ждать холод, голод, одиночество, но вы должны зависеть только от себя. Это и есть бусидо. Это мой мир Айкидо — поиск горных вершин.